Понедельник, 06.05.2024, 14:34
Сайт МБОУ "СОШ№ 5" ст.Тбилисская
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика
Форма входа

 

Материал для кокурса
"Лучший учитель года Кубани-2013"
 
Неделя основ православной культуры
Учитель Шабунина Е.А.
 
Тема:
«Невинная привычка или смертный грех?»
(Мероприятие, о сквернословии в 9-х классах)
 
    Цель: Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.
    Оформление: на доске – заголовок «Невинная привычка или смертный грех» (Грех сквернословия)
 
Изречения великих людей: «… из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».
Аристотель «Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык».
                                                                     Прп. Антоний Великий
«Воздержание языка показывает человека мудрого».
                                                                                       Прп. Авва Исаиа
 
Ход мероприятия
 
 
Звучит тихая мелодия.
 
Учитель 1: Слово … Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Слово … Почти нематериальное явление. Кажется и говорить-то не о чем.
 
Учитель 2: Но Самого Спасителя мы называем Божественным словом. Словом Господь из небытия создал наш прекрасный мир. Человеческое слово обладает силой и воздействует на окружающую нас действительность.
 
Ученик 1: Когда ты молвить хочешь слово, Мой друг , подумай – не спеши , Оно бывает то сурово , То рождено теплом души , Оно то жаворонком вьётся , То медью траурной поёт , Покуда слово сам не взвесишь , Не выпускай его в полёт . Им можно радости прибавить , И радость людям отравить , Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить . Оно одарит иль ограбит , Пусть ненароком , пусть шутя . Подумай , как бы им не ранить Того , кто слушает тебя
 
Библиотекарь: История возникновения мата уходит в далёкую языческую древность. В те времена ни одному человеку не приходило в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Люди знали, какую опасность несли скверные слова, если употреблялись без надобности. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Так солисты группы «Сектор газа», исполнявшей свои песни на матерном языке, вымирают по одному по причине нелепых случайностей. Ничто не проходит бесследно, оскорбляя другого человека, мы тем самым навлекаем беду на самих себя. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
 
Учитель2: Сейчас, ребята, прослушайте притчу о гневных грубых словах, затем скажите, проходят ли такие слова бесследно для человеческой души. (Звучит песня-притча С. Копыловой) Жил человек гневливый до предела, Он молод был, и вот отец его Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева, Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь. Сначала столб пронизывали гвозди По нескольку десятков каждый день Потом всё меньше и однажды вовсе Он молотком забора не задел. Отец его заданье дал другое, Когда он снова сможет гнев сдержать, За каждую победу над собою По одному теперь их выдирать. И вот настал тот день, когда в заборе Он не нашёл гвоздя ни одного, И сын сказал довольный сам собою: «Смотри, отец: я победил его». Гнев побеждён, и для отца важнее, Чем столб дырявый ставший от гвоздей, И молвил он, что сказанное в гневе Гвоздей железных может быть острей. И как забор уже не будет новым, Так в сердце шрамы словно от гвоздей От грубого презрительного слова Навеки остаются у людей.
 
Учитель 2: Учёным удалось доказать, что каждое произнесённое нами слово влияет на наши гены. Результатом этого изменения является темп старения и срока жизни. Каждое слово несёт энергетический заряд, продлевая молодость или приближая старость. Разные слова заряжены положительно или отрицательно, любая матерщина идёт со знаком «минус».
 
Учитель 1:. Учёные провели эксперименты на растениях. В течение нескольких недель, по три, четыре часа в день магнитофон поблизости «начитывал» грубые фразы. В результате многие семена погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней передали их по наследству, затем выродились совсем. В другом случае учёные благославляли семена, убитые радиоактивным излучением в десять тысяч рентген, молились над ними и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.
 
Учитель 2: В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП. Многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более ругаться матом. Матерное слово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит.
 
Учитель 1: Нецензурная лексика всё больше и больше захлёстывает современное общество. Все признают, что нецензурные выражения приобрели характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдают три стадии: 1. Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; 2. Человек впервые употребляет скверное слово за компанию, для разрядки или напускной удали; 3. Человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем он использует эти слова, не замечая этого. Позже он уже не может изъясняться без мата, забывая другие слова.
 
Ученик 2: Тот пращур был и тёмный и дурной И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река, Нашлись другие. Взяли, подхватили И понесли сквозь годы и века. Пусть иногда кому-то очень хочется Хлеснуть врага словами, как бичом, А в гневе и частенько произносится, Но только мать тут всё-таки причём? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово «мат» идёт от слова «мать». Сквернейшее от самого святого!
 
Учитель 1:Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера Слова Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, И предать , и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. «Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших …»
 
 
Урок 2.
 
Тема.
 Сотворение мира. Невидимый мир. Ангел хранитель.
 Новые слова и понятия: Ангел хранитель, денница, непослушание, гордость.
 
Ход урока.
 
 
 
1. Представление темы урока.
2.Повторение прошлого урока. - На первом уроке, ребята, мы говорили о мире рукотворном и нерукотворном и о самой главной, самой важной книге – Библии.
 
Вопрос: - Ребятушки, а что же мы называем рукотворным миром? А нерукотворным? (Ответы детей) - А что за книга называется Библией?
(Ответы детей)
 
-Скажите пожалуйста, дорогие дети, то чем мы с вами дышим, как называется?
(Ответ: воздух)
 
 - Конечно, многое в мире, важное для нас невидимо. Воздух невидим, но им мы дышим, без него не можем жить. Радость, любовь, доброта – прекрасные чувства- тоже нельзя потрогать, увидеть, но мы их ощущаем они есть в нашем сердце.
 
Ум, память в голове человека тоже не видим, но они есть.
 
- А вот сегодня, я вам расскажу о невидимом мире ( зачитать кн.Бытие 1 гл., 1ст.) . - Ребята,небо- это не значит небосвод, а это мир ангельский, который невидим (слайд3)
 
Бог создал его добрым, но один из самых одарённых могуществом и властью над другими ангелами (начальник) впал в гордость .
 
Так бывает, когда один сильнее,чем другой и гордится этим, или умный и способный перед менее успешными товарищами.
 
Его звали Денница, что в перев. с древ. евр. – свет утренней зори. А после падения он стал называться Диаволом ( с древ. евр. яз. – клеветник). Он стал увлекать за собой других ангелов, клеветал на Бога, противился воле Божией.
 
А после стал называться сатаной, т.е. противник ( противится добру).
 
 Падшие с ним злые ангелы стали называться бесами.
 
Все люди не без греха, но бывает, что мы говорим неправду , лож на других, поэтому не надо унывать если заметили за собой это, а обратиться мысленно к Богу и попросить прощения.
 
-Скажите, кто знает, кто такой ангел-хранитель.
 
Ангел в перев. с греч. яз. – вестник.
 
При Таинстве Крещения ( это одно из семи таинств церкви) Бог даёт человеку ангела-хранителя. Он молится за нас, помогает, наставляет на хорошие поступки, добрые мысли. Он невидимо всегда находится рядом.
 
Стихотворение «Ангел».
 
Ангел чудный, ангел ясный.
Житель горней стороны. Ты слети ко мне, прекрасный,
 В час вечерней тишины.
 Научи меня молиться,
 Сердцем Господу служить,
Научи меня трудиться,
 А душе - честнее жить.
 Научи любить и верить,
Научи не осуждать,
 Научи не лицемерить
И в бедах не унывать!
 
 
3.Задание на дом . Дорисовать рис.
 
 
 
Тема урока:
Радости Масленицы. Прощёное воскресенье.
Дата проведения: 11.03.2013 г. 1 «А», 1 «Б» класс
 
Задачи:
* дети узнают, что Масленица - это старинный народный праздник проводов зимы и встречи весны;
* приходят к выводу, что праздник Масленицы был связан не только с долгожданной сменой времени года, но и с внутренним изменением самого человека;
* узнают, о Прощёном воскресенье и необходимости просить прощения у своих родных, близких и всех тех, кого он обидел.
 
Ход урока

презентация

1.Организационнй момент.
2. Сообщение новой темы. - Масленица, ребята, - это народный праздник проводов зимы и встречи весны, а блины на нём главное угощение . - Как вы думаете почему? (Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный ). Люди устали от зимы, им ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай)
3. Из истории праздника.
 
   Возник этот праздник задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Но когда Русь стала православной, осталась только яркая внешняя его сторона. Традиционные черты Масленицы сохранились и до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.
 - А вы знаете, сколько дней длится Масленица? (Семь дней или одну неделю).
 К Масленице начинали готовиться заранее. Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома – от чердака до погреба. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов.
   Вообще, блины – древнейший вид изделий из муки зерновых культур, и появились, вероятно, раньше хлеба. С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших.
В русских деревнях пекли пшеничные, гречневые, пшённые, ржаные, ячменные, овсяные блины и блинчики. А ели их со всевозможными добавками.
–Как вы думаете, с какими? (Ответы детей: с творогом, яйцами, рыбой, маслом, сметаной и медом).
   На Масленицу было принято накрывать обильные столы с разнообразной молочной снедью, а также яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом. По народным представлениям богатая масленичная еда, подчеркнуто бурное веселье, должны были призвать радость, благополучие и процветание на крестьянские семьи и их хозяйство.
   Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека.
   Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Каждый день этой недели имел своё название:
понедельник - «встреча»,
вторник – «заигрыши» (ударение на «а»),
среда – «лакомка»,
четверг – «перелом», «широкий четверг», «разгул»,
пятница – «тёщины вечорки»,
суббота – «золовкины посиделки»,
воскресенье – «проводы», «прощеный день», «целовальник».
   «Прихода» Масленицы ждали. К этому времени заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, качели; на ярмарках сооружали балаганы.
   «Без блина – не маслена!», - гласит народная поговорка (На Масленицу блины готовили и ели в огромных количествах не только дома и в гостях, но и на праздничных ярмарках.
   С приходом на Русь православной веры «масленичная неделя» стала предшествовать самому большому и строгому христианскому посту – Великому и получила новое название – «сырная (творожная) седмица». В «сырную» неделю мясо употреблять было уже нельзя, а молоко, сыр (творог), коровье масло, яйца и рыбу еще можно.
   Первая неделя Великого поста - особенно строгая. «Масленичная, (сырная) неделя», напротив, отличалась особым обилием сытной и вкусной пищи, праздничным весельем.
   Последний день Масленицы – прощёный (Прощальное, Прощёное воскресенье). Катанье на лошадях, как и все гулянья, проходили только днем. Вечером же наступало время просить друг у друга прощенья.     
 
   Все родственники, знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощения за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными людьми. Традиция предписывала приход младших к старшим, бедных к богатым. Тот, кто пришел «прощаться обращался к хозяевам со словами: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам в этом году!». Присутствовавшие должны были ему на это ответить: «Бог Вас простит!». Затем они целовались в знак примирения.
   Завершался воскресный день обильным семейным ужином. Завершив трапезу, все члены семьи усердно молились и после этого совершали обряд «прощения». Начинали его самые младшие, обращаясь с положенными словами к своим старшим братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам.
   Великий пост – это семь недель строгого воздержания человека не только в пище, но самое главное - в своем поведении и даже в своих мыслях. На протяжении всего Великого поста православные христиане духовно готовятся к самому главному христианскому празднику - Воскресению Христову, к Святой Пасхе.
    -А сейчас послушайте, ребята, чтение отрывка И. Шмелёва «Лето Господне».
 
МАСЛЕНИЦА
 
 «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами.
   …Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "черные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно - ляппп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Стоит благодатный гул: довольны.
   В субботу, после блинов, едем кататься с гор.
   Высоченные горы на прудах.
   Катальщики веселые, хотят показать себя. Скатываются на коньках с горы, руки за спину, падают головами вниз. Скатываются вприсядку, вприсядку задом. Кричат - ура!
   Зажигают иллюминацию. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки.
   Масленица кончается: сегодня последний день, "прощеное воскресенье".
   Приносят "масленицу" - в подарок. Такая радость! Приходят нищие - старички, старушки. Кто им спечет блинков! Им дают по большому масленому блину - "на помин души". Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам.
   Звонят к вечерне. Заходит Горкин :
   - Ну, я к вечерне пошел. Ну, давай друг у дружки прощенья просить, нонче прощеный день.
   Он кланяется мне в ноги и говорит: «Прости меня, милок, Христа ради». Я знаю, что надо делать, хоть и стыдно очень: падаю ему в ноги, говорю:
   «Бог простит, прости и меня, грешного». Мы стукаемся головами и смеемся.
    Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет: «Не прощаю!"?
    Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились.
   Заговины нынче, а завтра строгие дни начнутся, Великий Пост.
   Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Мы сидим в столовой и после ужина доедаем орешки и пастилу, чтобы уж ничего не осталось на Чистый Понедельник.
   Помолившись Богу, я подлезаю под ситцевую занавеску у окошка и открываю форточку. Слушаю, как тихо. Черная ночь, глухая. Вот она, тишина Поста. Печальные дни его наступают в молчании, ночью».
 
   4.Рефлексия
    - Какой праздник зиму заканчивает, а весну встречает?
    - Расскажите, как этот праздник отмечался в нашем селе? Что вам особенно понравилось?
    - Какой характер у Масленицы? Почему?
 
    5. Задание на дом. Дорисовать рисунок по теме урока «Масленица», «Проводы зимы».
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz