Вторник, 07.05.2024, 06:40
Сайт МБОУ "СОШ№ 5" ст.Тбилисская
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика
Форма входа

http://school5tbl.ucoz.ru/index/ikt/0-44

Шабунин Александр Александрович

 

Учитель физики и информатики.

 

 

 

 

Применение ИКТ в педагогической практике.

Тема:

Использование ИКТ на уроках физики, информатики и внеклассных мероприятиях.

 

Цель: показать, как компьютерные технологии помогают современному учителю доступно и наглядно донести знания до учащихся не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление знаний учащимися с помощью компьютерных технологий.
  2. Сформировать умения наблюдать и объяснять разные явления и процессы.
  3. Расширять мировоззрение учащихся.

     Хочу поделиться тремя своими разработками уроков с использованием компьютера.

 

          1) Урок физики в 11 классе: "Методы регистрации элементарных частиц".

         

План урока по физике в 11 классе.

Тема: Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Цель урока: ознакомить учащихся с устройствами, с помощью которых развивалась физика атомных ядер и элементарных частиц; необходимую информацию о процессах в микромире получили именно благодаря этим приборам.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания методом фронтального опроса
  1. В чем заключалось противоречие модели атома Резерфорда с классической физикой.
  2. Квантовые постулаты Бора.

 Задача. Насколько изменилась энергия электрона в атоме водорода при излучении атомом фотона с длиной волны 4,86 ∙10-7м?

Решение. ∆Е = h ν; ν = c/λ; ∆Е = h c /λ; ∆E=4,1 ∙10-19 Дж.

2. Изучение нового материала

Регистрирующий прибор – это макроскопическая система, находящаяся в неустойчивом положении. При любом возмущении, которое вызывает пролетевшая частица, система переходит в более устойчивое положение. Процесс перехода позволяет регистрировать частицу. В настоящее время имеется много устройств, для регистрации элементарных частиц. Рассмотрим некоторые из них.

А) Газоразрядный счетчик Гейгера. Слайд 1.

Этот прибор служит для автоматического подсчета частиц.

 

Устройство счетчика объяснить, используя плакат. Действие счетчика основано на ударной ионизации.

Применяется счетчик Гейгера для регистрации γ – квантов и электронов, счетчик хорошо замечает и считает почти все электроны и только один из ста γ – квант.

Тяжелые частицы счетчиком не подсчитываются. Имеются счетчики, которые работают на других принципах.

 

Б) Камера Вильсона. Слайд 2.

 

Счетчик только подсчитывает число пролетевших частиц. Камера Вильсона, сконструированная в 1912 году, располагает оставшимся, после пролета частицы треком (след), который можно наблюдать, фотографировать, изучать.

Ученые называли камеру Вильсона окном в микромир.

Устройство и принцип действия камеры объяснить по плакату. Действие камеры Вильсона основано на конденсации перенасыщенного пара, который образует на ионах треки из капелек воды. По длине трека можно определить энергию частицы; по числу капелек на единицу длины трека вычисляют ее скорость; по толщине трека определяют заряд пролетевшей частицы. Поместив камеру в магнитное поле, заметили кривизну трека, которая тем больше, чем больше заряд и чем меньше масса частицы. Определив, заряд частицы и зная кривизну трека, вычисляют ее массу.

В) Пузырьковая камера. Слайд 3.

Американский ученый Глейзер, в 1952 году, для изучения элементарных частиц создал новый тип камеры. Она была похожа на камеру Вильсона, но в ней было заменено рабочее тело; перенасыщенные пары были заменены на перегретую жидкость. Быстродвижущаяся частица, при движении по жидкости, образовывала пузырьки на ионах (так как жидкость закипала) – камеру назвали пузырьковой.

Большая плотность рабочего вещества дает преимущество пузырьковой камеры перед камерой Вильсона.

 

Пробеги частиц в пузырьковой камере короткие, а взаимодействия более сильными и часть частиц застревает в рабочем веществе. В результате появляется возможность наблюдать превращения частиц . Треки – главный источник информации о свойствах частиц.

Г) Метод толстослойных фотоэмульсий. Слайд 4.

Ионизирующее действие заряженных частиц на эмульсию фотопластинки, используется для изучения свойств элементарных частиц наряду с пузырьковой камерой и камерой Вильсона. Заряженная частица с большой скоростью пронизывает фотоэмульсию, которая содержит кристаллы бромида серебра. Отрывая электроны, от некоторых атомов брома в фотоэмульсии появляется, скрытое изображение. Трек частицы появляется после проявления фотопластинки. По длине и толщине трека вычисляют энергию и массу частиц.

Существует много других устройств и приборов, которые регистрируют и исследуют элементарные частицы.

3. Закрепление изученного материала.

1) Что такое регистрирующий прибор?

2) Принцип действия счетчика Гейгера; камеры Вильсона; пузырьковой камеры, метода толстослойных фотоэмульсий.

3) Какие преимущества имеет пузырьковая камера перед камерой Вильсона?

Подведем итоги урока.

Домашнее задание: §98, повт, §97

Презентация:http://school5tbl.ucoz.ru/metody_registracii_chastic.pptx

       2) Урок информатики в 11 классе: Массивы.

План-конспект урока по информатике в 11 классе.

Тема: Массивы.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием – Массивы. Разобрать виды массивов. Ввод и вывод массивов в языке программирования.

Литература: Н. Д. Угринович. Информатика 11.

 

Ход  урока:

  1. Организационный  момент (2 мин)
  2. Проверка Д.З. (10 мин)

А) Циклы .

Б) Организация цикла в языке Бейсик.

В) Параметр цикла

Г) Тело цикла.

       3. Объяснение новой темы: (20 мин)

 

Массив-это упорядоченная последовательность однотипных элементов. Слайд 2.

Рассмотрим одномерный и двумерный массив.

     Одномерный массив-это упорядоченная перенумерованная последовательность элементов, расположенных друг за другом. Слайд 3.

X1X2X3X4X5

Каждый элемент массива имеет свой индекс, который указывает на его месторасположение.

Количество элементов в массиве называют размерностью. Слайд 4.

Для определения размера массива в памяти компьютера, используют команду DIMENSION, что в переводе с английского означает размер. Эту команду обычно ставят в начале программы. Записывается она согласно схеме: Слайд  5,6

DIM ИМЯ(РАЗМЕР).  Так для рассмотренного массива можно записать DIM Х(5).

Чтобы ввести или вывести элементы массива на экран надо использовать цикл. Слайд 7.

 

 

For  I=1 to 5                                              

Input x(I)                                  ,

Next I

     Двумерный массив-это упорядоченная перенумерованная последовательность элементов, расположенных в виде таблицы (матрицы). Слайд 8.

Х11Х12Х13

Х21Х22Х23

Х31Х32Х33

У элемента двумерного массива каждый элемент имеет два индекса. Первый указывает положение элемента в строке, а второй - в столбце. Слайд 9.

     Для определения размера двумерного массива также используется команда DIMENSION.

Схема команды для двумерного массива:

DIM ИМЯ(РАЗМЕР СТРОКИ, РАЗМЕР СТОЛБЦА). Например, DIM Х(3,3) Слайд 10.

     Если число элементов в строке равно числу элементов в столбце, то массив будет квадратным. В противном случае массив называют прямоугольным. Слайд 11.

     Для ввода или вывода элементов двумерного массива используют двойной цикл. Первый цикл вводит элементы в строке, а  второй – в столбце. Слайд 12.

For I=1 to 3

For J=1 to 3

Input X(I,J)

Next J

Next I

     Если в программе будет использоваться несколько массивов, то для определения их размерности они перечисляются через запятую, например, DIM X(5), Y(8), Z(10) .       Слайд 13.

     4.Закрепление темы: Решить задачу на заполнение одномерного массива.(8 мин)

В одномерном массиве А(5) заменить все отрицательные элементы на противоположные по знаку. Слайд 14.

  5. Д.З. Записи в тетради.

Презентация:http://school5tbl.ucoz.ru/massiv.pptx

       3) Внеклассное мероприятие:

День космонавтики

Цель:
1. Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.
2. Развивать творческие способности учащихся, внимания, память, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма

 

 

Ход Мероприятия

 


Ученик 1. Здравствуйте ребята! Кто догадается, чему будет посвящен наш праздник? Может быть, кто-то скажет, какой праздник отмечался 12 апреля?

Ученик 2. Правильно, День космонавтики. Слайд 1.

Ученик 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
 

Ученик 2. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
 

Ученик 1. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
 

Ученик 2. Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос, а для полета в космос нужны были ракеты.

    Ученик 1 Первым человеком разработавшим принцип ракетного движения стал Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос. Слайд 2.

    Ученик 2 Продолжил дело Циолковского Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос. Слайд 3.

 

Учитель. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур. Слайд 4.


4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).


3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.


15 мая 1958 года – запущен третий спутник.

Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.


2 января 1959 года был запущен искусственный спутник "Луна-1", он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.


12 сентября 1959 года "Луна-2", автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.


4 октября 1959 года "Луна-3", автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

 

  Ученик 1. И наш праздник мы посвящаем первому в мире космонавту – Юрию Алексеевичу Гагарину. Слайд 5.
 

Ученик 2. Давайте перенесемся на 54 года назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Слайд 6.

Ученик 1 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич". Его полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области. Слайд 7.

Ученик 2.  Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина) 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. Слайд 8.


Ученик 1 За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой,  последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте. Слайд 9.

Ученик 2. Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.

 

Ученик 1 Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. Слайд 10.

 Ученик 2  Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль «Восход-2″, в составе экипажа — Павел Иванович Беляев) . Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд. Слайд 11, 12.

Ученик 1 Следующий этап российской пилотируемой космонавтики — создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций «Салют». Слайд 13.

    Ученик 2На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий — станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. Слайд 14, 15.
 

Ученик 1  Много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, представляете ребята, в космос можно слетать, как в туристический поход сходить может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.
 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz